Музыкальный руководитель
Высшее педагогическое образование
Педагогический стаж работы 35 лет
Первая квалификационная категория
Обобщала опыт работы по теме:
«Роль развлечений в развитии у детей музыкальных способностей, творческой инициативы и эстетического вкуса»
«Реализация задач развития ребенка в музыкальной деятельности» 2008год.
«Музыкальное воспитание детей в контексте ФГТ» 2012 год.
«Развивающие игры в образовательном процессе ДОО в контексте ФГОС ДО» ООО «ЦРИМ», 2018 г., 72 часа;
Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах. В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов - деревянных духовых инструментов.
А.В. Суворов подобное влияние музыки определил так: "Музыка удваивает, утраивает армии". Марш, бодрая, ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность.
В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно - сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление и секрецию желудочного сока, помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка, симфонические произведения Моцарта и Бетховена. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев.
Поэтому, наша задача, как педагогов, прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели – максимальное наполнение музыкой пребывание ребёнка в детском саду.
Хотя, музыка и здоровье могут объединиться еще до появления малыша на свет. Доказано, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на физическое и умственное здоровье, но и на внешние данные ребенка. Очень полезно беременным пение. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. В результате на свет появляются более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши. Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное "обучение", обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития.
И так, малыш появился на свет! Воспитание здорового ребенка - главная задача семьи и дошкольного учреждения.
В нашем детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми. Каждый день начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный эмоциональный настрой детей на целый день и задает определенный темп движения.
На музыкальных занятиях (2 раза в неделю) все виды деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, музыкально-ритмические движения способствуют укреплению и сохранению здоровья наших дошколят. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно составляет 3-10 минут (в зависимости от возраста детей). Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье-сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Слушание музыкальных произведений улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников. Часто наши дети, слушая классическую музыку, выражают свои впечатления в танцевальных импровизациях. Слушание правильно подобранной музыки (лучше классической: П. И Чайковского, М.И. Глинки, А. Вивальди, Ф. Шопена, И. Штрауса, Г Свиридова, Д. Кабалевского) повышает иммунитет детей, снимает у них напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Танцы, ритмичные движения, подвижные игры восполняют физиологическую потребность детского растущего организма в движении. Они мобилизуют физические силы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, вырабатывают грацию, координацию движений. Немаловажно, что такая коллективная деятельность развивает у детей организованность, дисциплину, ответственность, взаимовыручку, внимательное отношение к окружающим, самостоятельность.
Пение, песенное творчество, распевки, артикуляционная гимнастика– помогает детям расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Это идеальный способ помочь детям с нарушениями речи. Оно улучшает их артикуляцию, дикцию. Систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации, что помогает стимулировать и улучшать их работу. Поэтому мы практикуем исполнение небольших песен в конце утренней зарядки.
Музыкальная игра всегда привлекает детей, особенно если в ней используются атрибуты и элементы театральных костюмов.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, координацию пальцев рук (это важно при подготовке к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление)
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально–оздоровительной работы в ДОУ. В музыкальном зале и в групповых помещениях созданы музыкальные фонотеки, которые способствуют коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно–игровой и обучающей деятельности. Во многих группах утром встречают детей, укладывают на дневной сон, поднимают после сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона на занятиях, в свободной деятельности, устраивают групповые дискотеки, которые заряжают мальчишек и девчонок бодростью и жизнерадостностью.
В нашем детском саду давно и прочно вошла в жизнь театрализованная деятельность детей. Это маленькие сценки, большие спектакли и сказки, инсценировки стихов и песен. Отличительной чертой нашей театральной студии «Веснушки» является то, что практически все театральные постановки в ней максимально наполнены музыкой. Это одна из форм организации деятельности детей в детском саду, которая включает все разделы музыкального воспитания: пение, музыкально - ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах. Разнообразный материал театральных постановок включает в себя детскую, народную, классическую музыку. Через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы, заставляющие ребёнка думать, делать выводы и обобщения, наши дети знакомятся с окружающим их миром. Здесь активизируется их словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её выразительность, улучшается диалогическая речь. Театрализованная деятельность, несомненно, является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, укрепляет его эмоциональное и физическое здоровье.
В нашем детском саду регулярно проводятся праздники: календарные, тематические. Для подготовки к ним дети тратят много сил, при этом идёт развитие всех групп мышц, тренируется память, мышление, укрепляется психологическое равновесие детей. Мы регулярно проводим и народные праздники. Исследования показывают, что занятия фольклором помогают ребенку найти гармоничный выход из самого возбужденного состояния, они гасят реакции стресса. А вообще праздник – это всплеск положительных эмоций, таких полезных для здоровья наших воспитанников.
Музыкальное сопровождение в нашем ДОУ присутствует на спортивных досугах и соревнованиях, общих мероприятиях детского сада, занятиях, совместных с воспитателями. Например: музыка и правила дорожного движения, музыка и рисование.
Таким образом, мы видим, что в детском саду музыкальному воспитанию уделяется большое внимание в плане разностороннего развития дошкольников. Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Ребенок слушает музыку, поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах. К сожалению, в школе эта работа не продолжается, уроки музыки считаются второстепенными.
А ведь очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.
Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».
«Музыкальные игры в семье»
Администратор
Янв 24|00:00
«Музыкальные игры в семье»
Уважаемые мамы и папы!
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игрового персонажа, составлении пляски-импровизации.
Детей отталкивает все монотонное и скучное. Игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.
Музыкально-игровая деятельность способствует как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития, двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.
«Учитесь танцевать».
Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.
«Громко–тихо».
Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.
Ход игры: 1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, по -хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.
«Нарисуй песню».
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
«Громко–тихо запоём».
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
«Угадай мелодию».
Игровой материал: записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
«Танцы сказочных персонажей».
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.)
Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие. Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры. Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:
1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?
3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?!
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.
Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.
Пение и музыка:
- развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
- приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
- обогащение словаря ребенка;
- развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
- тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
- развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
- правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
- пение в группах развивает способность работы в команде.
Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.
Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.
Здоровье и развитие мозга.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыкина здоровье человека.
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.
Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Что дети приобретают через занятия музыкой:
- Воспитание характера без риска и травм;
- Развитие математических способностей;
- Развитие навыков общения;
- Развитие структурного мышления;
- Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
- Выявление новых черт характера;
- Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.
Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.
И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!
Правила посещения праздников
- Приходить в зал без опоздания за 5-10 минут до начала назначенного времени.
- Не забудьте взять с собой сменную обувь. В детском саду меняют обувь и дети и взрослые - из соображений общей чистоты и личной гигиены.
- Нарядную одежду для детей следует приносить с утра, даже если праздник будет проводиться после обеда.
- На празднике следует вести себя тихо, не разговаривать и не вмешиваться в процесс мероприятия.
- Не забудьте отключить сотовые телефоны. Звонки ваших мобильных телефонов могут сбить с курса и детей, и педагогов.
- Благодарите детей аплодисментами!
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.
Зачем нужны праздники в детском саду
Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.
Как проходят праздники в детском саду
Тем, кто идет на праздник в детском саду, будет интересно узнать, что собой представляет данное мероприятие. На самом деле, все детские утренники чем-то схожи. Праздники проходят в музыкальном зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого некоторые дети читают стихи. А завершающим этапом любого праздника является непременное награждение подарками и возможность пообщаться с родителями. Как правило, в течение учебного года в детском саду проводится 3 крупных праздника с участием родителей: праздник осени, новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Также часто отмечают 23 февраля и масленицу, но это уже без родителей, в тесном кругу группы.
Подготовка к празднику в детском саду
Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво. Если у малыша что-то не получается, не показывайте своего раздражения или беспокойства, потому что дети впитывают наши эмоции, как губки. Если же ребенок категорически не хочет рассказывать стихотворение на утреннике, потому что стесняется или потому что не может запомнить стишок, скажите об этом воспитателю, иначе праздник в детском саду превратится для ребенка в наказание.
- Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
- Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
- Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме
- Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
- Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать
- Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.
- Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
- Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
- Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Обычно Масленица приходится на вторую половину февраля — первую половину марта, длится целую неделю. Раньше Масленица праздновалась везде — и в деревне, и в городе. Сейчас осталась традиция на масленицу печь румяные блины, кататься на конных упряжках, детишки катаются на санках с ледяных горок.
Масленичные традиции
В народном календаре февраль называется «сечень», то есть месяц, отсекающий зиму. И хотя поскрипывает еще снежок под ногами, а мороз пощипывает щеки, это не пугает. Даже в самые морозные дни ясное небо и яркое солнце обещают скорое тепло.
Такие припевки выкрикивали обычно деревенские ребятишки. В конце февраля начинались отелы, то есть появлялось молоко. «Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги» - говорили в народе. Именно на конец февраля – начало марта и приходилось время празднования Масленицы. Хотя она и не имеет в календаре точного срока, праздника этого никогда не пропускали. Не было на Руси семьи, дома, двора, селения, города, где бы не отмечали масленичную неделю. Была она всегда шумной, с безудержным весельем, с ряжеными, с песнями и играми.
Памятна Масленица прежде всего блинами, а их множество видов. Кроме блинов на стол ставили оладьи, вафли разных форм, жаренное в масле тесто и любую по вкусу выпечку. Золотистым жаром светились на столе мучные изделия как маленькие солнечные зайчики. Тесно им было в помещении. Выносили столы на улицы и тут же пекли блины. Рядом шипели самовары, а возле них ставили холодный квас или теплый сбитень. Припасали к празднику и рыбу, и молочные продукты. Мяса не ели, так как примостилась Масленица на краю церковного поста, и неделя называется «мясопустной».
Песенки-заклички на масленицу
***
Приезжай к нам в гости, масленица,
на широкий двор —
на горах покататься,
в блинах поваляться,
сердцам потешаться!
***
Уж ты, моя Масленица,
Красная коса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!
***
Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали — нашей Масленице
Семь годков,
А всего у Масленицы
Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
***
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Пословицы и поговорки о Масленице
- Без блина Масленица не масляна
- На горах покататься, в блинах поваляться
- Не житьё, а масленица
- Масленица объедуха, деньги приберуха
- Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить
- Не все коту масленица, а будет и Великий Пост
- Как на масленой неделе в потолок блины летели
- Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
- Блин не клин – брюха не расколет.
- Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
- Без блинов – не Масленица.
- Блин не сноп – на вилы не наколешь.
- А самый хладнокровный человек любит горячие блины.
- Блины и поцелуи счёта не любят
Песня «Блины»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Советы родителям.
«В мире музыки»
Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник. Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления.
Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему?
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша, вы можете заменить слова песни другими, называя его любимые игрушки.
В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки.
Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого уровня музыкального развития, другие более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры.
Не каждый малыш получает музыкальное образование в раннем возрасте. Не следует «тянуть» ребенка в музыку. Однако научить его чувствовать и понимать ее можно и без этого: нужно вместе с малышом музыку слушать. Это развивает в нем музыкальный слух, чувство прекрасного.
Как развивать музыкальный слух у детей
Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за отсутствия правильного музыкального воспитания. Как избежать этой ошибки? Как развивать музыкальный слух ребенка?
Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течение дня можно несколько раз в день давать ребенку послушать тот или иной звук. Ударьте по колокольчику, послушайте звук, через 3-5 секунд ударьте еще раз (от 5 до 10 раз), звук должен быть тихим и продолжительным. Через час или два таким образом ударяйте другой колокольчик.
Материнская колыбельная для такого возраста должна состоять из 2-3 нот, пойте тихо, медленно, в три месяца многие малыши уже пробуют петь, стараясь повторить материнские звуки.
В 9 месяцев почти все дети поют, могут тянуть одну ноту, потом другую. Голос – самый совершенный инструмент, еще не научившись ходить, маленький человек хочет обладать этим сокровищем. Очень важно не загромождать в этом возрасте детские уши детской музыкой. Многие взрослые считают, что маленькие дети хорошо слушают только незатейливые песенки или танцевальную музыку. Это серьезная ошибка. Дети гораздо богаче внутренне, чем нам кажется, особенно в искусстве, и тем более в музыке. Маленький двухлетний человечек охотно двигается под звуки тихой старинной музыки. Она должна быть именно тихая и не очень быстрая. Стремительный поток музыки может оглушить своим напором нежные уши, а динамизм содержания может быть непосильным для детской души. Регулярные прослушивания старинной музыки окажут положительное воздействие не только на детей, но и на родителей. В наш бурный век такие спокойные минуты совершенно необходимы.
Большие богатства таит в себе и народная музыка. Как хорошо, когда отец или мать могут спеть ребенку старинную народную мелодию. Ее лучше петь безо всякого аккомпанемента. Сопровождение на баяне, гитаре или фортепиано своим примитивом может убить первоначальную глубокую красоту песни. В народной одноголосной мелодии – опыт веков, опыт слуховой, эстетический, нравственный («Во поле береза стояла»). Постепенно надо подключить все больше и больше народных песен. Пусть они будут совсем маленькие, но их должно быть много. Дети самозабвенно отдаются стихии старинных народных песен.
Приобщая ребенка к музыке, необходимо учитывать его возрастные особенности.
Например, 2 – летние дети могут охватить очень простой мотив с текстом не более 3-4 слов. Кто-то запоет сразу, кто-то после многочисленных повторов. Уверяю вас, что вы будете просто счастливы, когда двухлетний человечек начнет вам тихо подпевать. Не ограничивайтесь музыкой собственной национальности. Лучше уподобьтесь мудрому путешественнику, который обходит земли неизвестных народов.
Лет с 6-7 дети обычно улавливают различия народной музыки разных стран и народов. Ребенок без особых усилий воспримет и лезгинку, и «Щедрик» с «Дудариком» с Украины, и наигрыш татарской гармошки, и русскую плясовую, и литовскую колыбельную, и широкий напев Башкирии, и рожковые наигрыши Смоленска и Владимира, и прекрасные песни Беларуси и многие другие. Но не перегружайте ребенка слуховой информацией.
Чем меньше ребенок, тем меньше песен он сможет охватить. Примерно раз в две недели можно показывать ребенку новую песню или наигрыш. Так как дети очень любят двигаться, то под наигрыш хорошо немного поплясать. Когда будете смотреть телевизор, то обращайте внимание детей на народные танцы, запоминайте некоторые движения и покажите их ребенку. Слушая записи с народным танцем, попробуйте сделать эти фигуры вместе с ребенком. Разумеется, движения должны быть простыми, а музыка не должна быть громкой. Иначе у ребенка может испортиться слух. Разные наигрыши – разные танцевальные движения. Каждая новая песня – новое состояние души, но не ограничивайтесь только лишь пением или танцами под музыку, можно и сценки маленькие разыграть. Не забудьте, что для ребенка это не игра в жизнь, а собственно жизнь.
Занимаясь с малышами, широко используйте изобретательный и двигательный ряд. Если ребенок постоянно требует от вас музыки, песен, танцев, то он наверняка делает успехи в своем развитии. Тогда попробуйте сделать следующее: соберите небольшую группу таких детей или разного уровня развития и дайте им послушать старинную музыкальную пьесу. Это может быть Моцарт или Гайдн. Дети охотно слушают такую музыку, причем им очень нравится делать под нее плавные движения. Вот вы собрали несколько детей. Пусть они встанут в кружок. Дайте им послушать, например, медленную часть из «Маленькой ночной серенады» Моцарта и пусть они под эту чудесную и чистую музыку плавно двигаются по кругу. Почти все дети будут слушать музыку и двигаться. Редко кто из них не поддастся общему настроению. Впечатления у детей от таких занятий очень глубокие и их нужно сохранить в детской душе. Ребенок охотно об этом вспоминает, пытается что-то повторить, но истинную творческую радость получает только тогда, когда он делает это вместе с другими детьми. Этот феномен детства заслуживает глубокого изучения. И, конечно, музыка на первых порах не должна быть трагичной. Такую музыку можно слушать только в школьном возрасте, и то после определенной музыкально-тематической подготовки.
Такая работа с ребенком не пройдет даром. Вы увидите, что ваш ребенок музыкально развит. В будущем не каждый может стать музыкантом, но музыкально образованным должен быть каждый.
{spoiler title=Осенняя сказка opened=0}
"Как лягушата с мышатами воевали, а волшебное яблочко их помирило!"
Под музыку (CD «Ритмопластика №4», упражнение с осенними веточками, А.Бурениной) дети входят в зал, выполняют музыкально-ритмическую композицию, становятся врассыпную.
К нам в заплаканные окна
Равнодушно дождь стучится
Над холодными лугами
Слышен крик отставшей птицы.
Потемнели и поникли
Ветки бронзовые сосен.
Ворон каркает над бором:
"Это осень! Это осень!"
Опускается под вечер
Небо низко над поляной,
И висят на влажных ветках
Клочья белого тумана.
Журавли, трубя, промчались
Унося на крыльях лето
"Это осень!"- повторяет
Эхо за рекою где-то.
(Сл. Н.Берендгофа.).
Песня: "Золотая осень" М.Сидоровой
Ведущий – Осень всех нас очаровала своей красотой, разноцветьем красок. Только что-то вы слегка загрустили. Чем же вас развеселить?
Знаю, любите вы сказки
Сядьте рядышком ладком,
Расскажу сейчас о том,
Как поссорились однажды
Лягушата и мышата.
* * *
Жили-были лягушата,
Ох, горластые ребята!
На болоте они жили,
Мошек, комаров ловили
Поднимали шум и гам
По утрам и вечерам
Инсценировка песни "Ква-ква" муз. Дементьева
* * *
1й Лягушонок – Ква-ква-ква. Ква-ква-ква.
Теплый дождик льет с утра.
Вот отличная погода
Для лягушечьего рода.
2й Лягушонок – Когда мокро, всюду лужи,
Лягушатам прыгать нужно.
3й Лягушонок – Дождик льется целый день,
Ну, а нам плясать не лень.
4й Лягушонок – После дождика лягушки
Веселились на опушке:
Что за прелесть ква – ква – ква
Всюду мокрая трава!
(М.Дружинина)
Танец лягушат!
CD «Ритмопластика №3 А.Бурениной»
Ведущий (подходит к "болоту") – У лягушки дом в болоте,
К ней вы точно не пойдете.
Дом ее ужасно грязный.
Там легко в грязи увязнуть.
(Н.Томилина)
Ведущий (обращает внимание на домик мышат) – Ну а на лесной опушке
Строит домик мышь-норушка.
Мышки "строят" дом под музыку: одна мышка стучит молотком, вторая - "красит" кистью, опуская ее в ведро, третья – вытирает окно.
Пляска мышат
CD «Музыкальные картинки» В.Тарасов.
1я Мышка – В доме сухо и тепло,
Буду там хранить зерно,
Потружусь я лето, осень.
А холодною зимой
Я пойду к подруге в гости
И мышат возьму с собой.
(убегают в домик)
Веущий – Незаметно дни летели…
Лягушата песни пели,
Веселились и скакали
Ничего не замечали.
(Лягушата "квакают", хлопая в ладоши)
Ведущий – А мышата не ленились,
День и ночь они трудились:
В поле зерна собирали,
Кладовую набивали.
Дети исполняют м.р.к.
"Золотые колоски" (CD «Топ-топ, каблучок», к программе «Ладушки»)
(в конце становятся на одно колено в центре, колоски поднимают вверх, к ним подбегают мышата, собирают колоски и уносят к себе в дом)
Ведущий – Нет, не ленятся мышата,
Все хлопочут, суетятся,
Собирают урожай
Кто поможет, прибегай!
Проводится игра "Кто быстрее соберет овощи"
Две команды. На расстоянии 1-2 метра от каждой команды находится "огород" (обруч с овощами), рядом с участниками – корзина. В командах первыми встают мышки, они бегают за овощами, а дети передают их друг другу (по типу игры "Лиса догони зайца")
2я Мышка (с корзиной в руках) – Вот полны закрома
И зима нам не страшна.
(Мышата убегают в дом)
Ведущий – Ну, а что же лягушата,
Беззаботные ребята?
1й Лягушонок – Холодает с каждым днем,
Больше песен не поем!
Мокрый дождь у нас в болоте,
Печку в нем вы не найдете.
2й Лягушонок – То ли дело – Мышкин дом!
Как тепло, уютно в нем,
Говорят, полна кладовка…
3й лягушонок – Как бы так устроить ловко
Чтобы домик захватить?
1й Лягушонок – Отвоюем, будем жить!
Ну, подумаешь, мышата!
А мы ведь лягушата,
И отважны и сильны,
Нам мышата не страшны.
Лягушата тихо подходят к дому мышат и начинают громко "квакать", мышата с "писком" выбегают из дома, а лягушата забираются в дом мышат.
1я Мышка – Как же будем зимовать?
Как лягушек нам прогнать?
2я Мышка – Пойдем к тетушке Сове,
Самой умной голове.
Мышки идут по залу, к ним подходит тетушка Сова.
Выход совы (CD «Кукоша»).
1я Мышка – Здравствуй, тетушка Сова,
Ты – большая голова!
Дай нам, Совушка, совет:
От лягушек спасу нет:
Захватили Мышкин дом,
Поселились сами в нем
Сова – Вот что, Мышки:
Там, за лесом
Растет яблоня – принцесса.
Если яблоко сорвать
Да врагу отведать дать,
То пройдет навек вражда.
Только вот одна беда:
Тот, кто к яблоньке пойдет,
Много трудностей найдет.
2я Мышка – Ничего, пойдем втроем
И до яблоньки дойдем.
Ведущий – Побежали по дорожке,
Не жалея свои ножки.
Лес у Мышек на пути.
Ни проехать, ни пройти.
Выходит девочка "Осинка" (в сарафане с осенними ветками в руках)
Осинка – Осинку окрасила осень.
Осинка всем нравится очень.
Она позолотой блистает.
Одно только жаль – облетает.
(В.Лунин)
Дети исполняют "Танец осенних листочков"
CD «Ритмопластика №2», А.Бурениной.
Мышка – На осиновом кусточке,
Как в мороз дрожат листочки,-
Ты, Осинка, не дрожи,
Лучше шарф мой повяжи.
Ведущий – Пожалела Мышка Осинку,
Упала листва на тропинку,
Раздвинулся темный лес,
И сумрак куда-то исчез.
Мышки бегут дальше.
Ведущий – Идут Мышата дальше.
А навстречу им Медведь.
И давай на них реветь.
Медведь – В лес выйти не разрешу,
К яблоньке вас не пропущу,
Пока загадки не отгадаете,
А ответов вы не знаете.
Мышка – Ребята, Мышкам помогите,
Ответы к загадкам нам подскажите!
Медведь – А загадки не простые.
Про грибы лесные.
(загадки загадывают дети)
- Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,-
Зовусь я -…(Подосиновик).
- Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке,
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит. (Мухомор)
- Вы узнали белый гриб?
Крепкой ножкой я подбит.
Ну, а хвастать мне зачем?
Я знаком, конечно, всем. (Боровик)
Медведь – А теперь внимательно смотрите,
Грибы ядовитые найдите!
Игра "Найди ядовитые грибы"
(Дети помогают Мышкам).
Ведущая – Медведь пропустил Мышат.
Они к яблоне спешат.
Мышата подбегают к яблоне, к ним навстречу выходит Старичок-лесовичок (мальчик в костюме)
Лесовичок – Я сторож Яблони – принцессы,
Старичок – Лесовичок.
Я сердит на целый свет,
К Яблоне вам хода нет!
Мышка – Старичок – Лесовичок, не сердись.
Лучше сядь и улыбнись.
Тебя мы позабавим,
Музыку сейчас сыграем.
(Дети разбирают инструменты, и предлагают Лесовичку поиграть с ними)
Оркестр: «Полька», М.Глинка. CD «Наш веселый оркестр» к программе «Ладушки».
Лесовичок – Ладно, Мышки, проходите.
(срывает яблоко и подает его Мышкам)
Вот яблоко, возьмите.
Мышки – Спасибо! Старичок – Лесовичок.
До свидания!
Лесовичок машет им рукой, уходит за занавес, переодевается и возвращается на стульчики.
Мышки с яблоком бегут по залу, подбегают к своему домику, где сидят лягушата.
Ведущий – Мышки с яблоком вернулись.
Угостили лягушат…
Мышата угощают Лягушат, берутся за руки через одного и выходят на передний план.
Ведущий – С той поры и подружились.
И в лесу все говорят:
(мышата и лягушата поочереди)
"Лягушата и Мышата неразлучные друзья! "
"Яблоко их помирило,
Это знаем ты и я."
"Лягушата дом в болоте
Утеплили и живут. "
"И к мышатам ходят в гости,
Пляшут, песенки поют."
Общий танец-песня «Большой хоровод»
CD «Мы живем в России» к программе «Ладушки»
Ведущий или дети – Сказка – ложь,
Да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Доброе братство –
Лучшее богатство.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал – молодец,
А каждому молодцу
Я дам по леденцу!
(угощает детей конфетами)
{/спойлер}